О духовной пользе светской литературы
В отношении светской художественной литературы (СХЛ) имеет место мнение о том, что она вредна для христианина. Это мнение поддерживается несколькими аргументами. Во-первых, светская литература изображает человеческие страсти во всем их разнообразии и выставляет их в привлекательном свете, т.е. служит соблазном. Во-вторых, она изображает некий параллельный мир, который является порождением греховной человеческой фантазии. В-третьих, она отнимает у христианина время от чтения духовной литературы. Таким образом, светская художественная литература развлекает и отвлекает христианина от духовной жизни, поэтому читать её вредно.
Однако такой взгляд на СХЛ можно и нужно опровергнуть. Христианин – в первую очередь, человек мыслящий. Процесс размышления всегда начинается с постановки вопроса. В решении жизненных проблем, в постижении жизненных противоречий человек всегда прибегает к своему личному опыту. Однако наш личный опыт не всегда оказывается достаточным для обнаружения этих противоречий, которые бы привели нас к постановке экзистенциально важных вопросов и заставили обратиться к Евангелию.
Литература, как искусство изображать жизнь в словесных образах, восполняет пробелы в личном опыте человека. Она предоставляет множество новых ситуаций для размышления. Классическая литература так богата различными образами осмысления жизни, что ни один человек в своей жизни не сможет достигнуть этого самостоятельно.
Художник изображает и светлые и темные стороны мира с одинаковой ясностью, в его произведении мы видим настоящее положение вещей четче, чем в жизни. Рисуя внутренний мир своего героя, писатель позволяет нам увидеть со стороны и себя, понять с чем нужно бороться в самом себе. Мы должны быть благодарны художнику за то, что он наводит лупу на нашу душу.
Художник выступает перед читателем в роли путеводителя, ибо он говорит: «Как я смотрю на мир – так и вы должны смотреть». Однако писатель может направить нас к свету, а может и завести в беспросветную глушь. Поэтому только та художественная литература может принести духовную пользу, которая создана писателями христианского мировоззрения.
Русская классическая литература произрастала на почве христианской культуры. Даже если писатель мыслил себя вне Церкви (как например, Лев Николаевич Толстой, Николай Алексеевич Некрасов), то будучи воспитанным в православном обществе, он все равно впитал в себя христианские ценности. Таким образом, русская классическая литература является надежным компасом для православного человека.
Известно, что искусство – область душевного, а не духовного. Но душа и дух не живут по отдельности, а тесно взаимосвязаны. Литература как искусство слова обладает наибольшими из всех видов искусств возможностями воздействовать и на разум, и на сердце читателя. Вызываемые ею эстетические и эмоциональные переживания оживляют душевные силы и подготавливают человека к восприятию духовного. Профессор Московской Духовной Академии, М. М. Дунаев считает, что для настоящего постижения заповеди «Не убий», нужно убить самому или прочитать «Преступление и наказание». А кандидат филологических наук Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Алексей Валерьевич Аксенов пишет, что для многих людей актуальность богословских вопросов становится очевидной благодаря художественной литературе.
Итог данному докладу прекрасно подведут слова М. М. Дунаева о том, что художественная литература, в частности, русская – это вспомогательная ступенька к христианству. Таким образом, светская художественная литература не только невредна для христианина, но и является необходимой для его духовной жизни. Однако чтение – это настоящий творческий процесс, и понимание художественной литературы требует мыслительного и душевного труда и длительного времени.
- Просмотров: 6565
Отправить комментарий