Православный креатив
Россия считается православной страной, хотя ее правильнее было бы назвать страной с причудливой смесью православных, языческих и атеистических верований. По крайней мере, об этом говорят результаты соцопросов: люди сами массово признаются, что Библии в жизни не читали, не причащаются, в храмы ходят только на поминальные службы, не понимают смысла главных таинств и даже Великого поста. При этом население ждет от РПЦ более активной миссионерской работы. Но каким образом православной церкви удовлетворить этот запрос, если россияне верят непонятно во что?
На зависть Лондону
В Пятигорске в Светлую пятницу (25 апреля 2014 года) открылось православное антикафе. Говорят, единственное в мире. И в это легко поверить. Ведь даже само понятие «антикафе» – сугубо российская придумка. От обычного кафе оно отличается тем, что посетители платят не за еду, а за проведенное время. Пионером такого формата является московский писатель Иван Митин, который создал сеть клубов «Циферблат» по интересам для столичной интеллигентной молодежи.
За три года существования эта сеть вышла за пределы Москвы: в прошлом декабре заведение под брендом «Циферблат» появилось в Лондоне. На это событие живо отреагировали несколько британских изданий, в основном, правда, таблоиды. Хотя о бизнес-модели, придуманной Иваном Митиным, писали исключительно позитивно. Можно представить, каким образом они описали бы открытие православного антикафе. А ведь это заслуга не креативного столичного интеллектуала, а представителей РПЦ – той среды, которую именно либеральная интеллигенция Москвы считает носителями ретроградного духа. Речь о помощнике благочинного по миссионерской работе Якутского городского округа Якутской и Ленской епархии Татиане (ее мирское имя – Туйаара Дегтярева) и ее сестре-близнеце Иоанне (Ньургуйаана), которых в их начинании поддержал епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Православное антикафе названо «Трапезная», оно появилось при Спасо-Преображенском приходе поселка Энергетик (это пригород Пятигорска) по адресу улица Подстанционная, 10а. Сейчас храм только строится, и открытие антикафе началось с молитвы епископа Феофилакта на начало доброго дела – чтобы новый храм как можно быстрее распахнул свои двери для прихожан.
На открытии антикафе фуршетные столы с пасхальными блюдами накрыли на открытом воздухе, под шатрами; был и шоколадный фонтан (с непривычным православному уху названием «фондю»), и самовар с иван-чаем. Здесь выступили солистки группы «Айархаан», которые в нынешнем году представляли Якутию на фестивале этнической музыки WOMAD. Лидером группы является Альбина Дегтярева, мать сестер-близнецов, стоявших у истоков создания «Трапезной», мастер игры на хомусе и заслуженная артистка Республики Саха.
Как рассказала КАВПОЛИТ сама Туйаара Дегтярева, «Трапезная» станет открытым общественным пространством, где уже проводятся дискуссии на духовные темы, беседы с настоятелем прихода протоиереем Максимом Шевченко и другими священниками Пятигорской епархии, библейские чтения, просмотры фильмов, музыкальные и ремесленные мастер-классы (например, вчера здесь учили шить тульские тряпичные куклы). Все желающие здесь смогут бесплатно угоститься чаем, кофе и десертами. Более того, антикафе даже не будет взимать плату с посетителей за время, проведенное в нем, достаточно просто принести с собой что-нибудь к общему столу. Скоро в «Трапезной», говорит Дегтярева, появится бесплатный Wi-Fi, что привлечет сюда молодежь.
В ожидании миссионера
Сегодня РПЦ как никогда требуются новые форматы взаимодействия с молодежью
По крайней мере, судя по опросам «Левада-центра», сегодня портрет среднестатистического православного верующего неутешителен. Это люди старшего поколения, прежде всего женщины. имеющие не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Ниже средней религиозность у рабочих, значительно ниже – у учащейся молодежи, а меньше всего религиозных людей среди представителей силовых структур. Но при этом основной приток неофитов в православие в последние годы осуществляется именно из среды молодежи и людей с высшим образованием.
Значит, РПЦ должна именно для этой категории населения предлагать новые форматы миссионерской работы. Ждут именно этого от церкви и сами люди: 52% россиян уверены, что православная церковь в нашей стране мало влияет на повседневную жизнь и нравы людей. Но при этом 35% россиян считают, что коренным образом в деятельности РПЦ менять ничего не нужно, а 3% убеждены, что церковь должна больше общаться с народом, стать более открытой и доступной для людей, активнее привлекать молодежь. То есть — вплотную заняться миссионерской работой.
Обрядовое православие
Каков вообще сегодня портрет российского верующего? Для этого стоит обратиться к результатам соцопросов. Крупнейшие социологические центры страны («Левада-центр», ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение») уделяют вопросам религии не так много времени: за последние три года удалось найти считанные опросы на эту тему. Однако и они рисуют узнаваемый образ.
Религиозность большинства православных в России ограничивается обрядовой составляющей
Исследование фонда «Общественное мнение» свидетельствует, что религиозность большинства православных в России ограничивается обрядовой составляющей. Растет доля православных, которые ходят в церковь как минимум по крупным религиозным праздникам, однако они плохо знают молитвы и не соблюдают посты.
Подавляющее большинство (61%) россиян посещают религиозные службы один раз в год и реже. Причем 50% прихожан признались, что идут в храм лишь затем, чтобы помянуть усопших, 35% – чтобы попросить помощи в решении проблем и 25% – чтобы поблагодарить за что-то хорошее в жизни. Еще 17% ходят в храм из эстетических соображений: насладиться атмосферой, либо с экскурсией или в компании.
Почти три четвери (74%) россиян, считающих себя православными, причащаются реже одного раза в год; 83% не соблюдают постов; 64% не молятся или молятся собственными, а не церковными, молитвами. При этом 52% людей, которые называют себя православными, никогда не открывали священных текстов (Евангелие, апостольские послания, Ветхий Завет); еще 27% читали их «когда-то». Это можно объяснить духовной ленью.
Есть и другая странность: в России крещеных (78%) больше, чем православных (70%). При этом 24% считают, что православный христианин не должен быть крещеным (даже среди самих крещеных таких 21%).
Лишь 3% опрошенных «Левада-центром» заявили, что полностью соблюдали Великий пост, еще 8% постились в последнюю его неделю. Более того, люди порой даже не знают, какие конкретно ограничения действуют в Великий пост, а 44% православных заявили, что вообще не понимают его смысла (63% из них — респонденты в возрасте 18-23 лет).
52% православных никогда не открывали Евангелие, 44% заявили, что вообще не понимают смысла Великого поста
Или вот еще показатель: для 73% россиян празднование Пасхи сводится к крашению яиц, при этом лишь 6% сказали, что в этот праздник ходили ко Всенощной. Здесь разительно отличие между различными населенными пунктами: в Москве посещавших службу оказалось 14%, а в селах – лишь 3%. Для 30% россиян Рождество Христово не вызывает никаких чувств, и лишь 9% в этот день ходили в церковь или молились дома, а 46% никак его не отмечали.
Евроислам и «модное» православие
Конечно, России еще далеко доз стран, где даже самая консервативная из мировых религий – ислам – переживает в молодежной среде коренное переосмысление. Например, в Европе набирает популярность такое направление, как «поп-ислам». Это, скажем, культовый сайт Styleislam, где продаются модные вещи и дизайнерские аксессуары с надписями на арабском и английском языках вроде «Я люблю своего пророка», «Читай Коран, заряди свой иман», «Хиджаб. Мое право, мой выбор, моя жизнь», «Иисус и Мухаммед – братья в вере». Можно на сайте найти сумки, брелки, напольные и настенные ковры с изображениями Мекки, молящегося мусульманина, кораническими суннами. Выглядит очень креативно, я бы и сам пару таких вещей прикупил.
Вместе с египетскими мигрантами в Европу пришло молодежное движение Lifemakers, у истоков которого стоял исламский телевизионный проповедник Амр Халед. В 2008 году он занял шестое место в списке мировых интеллектуалов, составленным американским журналом Foreign Policy и британским изданием Prospect Magazine, которых в горячей любви к арабскому миру вряд ли заподозришь. Представители этого движения помогают престарелым, бездомным, пожилым людям – то есть идеология Lifemakers для молодых людей позволяет соединить гражданскую позицию и религиозные убеждения. А в США молодые выходцы из эмигрантских семей из стран Магриба и Ближнего Востока в прошлом году создали движение mipsterz – мусульманских хипстеров.
Для Северного Кавказа «популяризация» ислама крайне актуальна — иначе сложно противостоять экспансии радикально настроенных имамов
Для Северного Кавказа «популяризация» ислама крайне актуальна – автору этих строк и некоторые мусульманские интеллектуалы признавались, что порой очень сложно противостоять экспансии радикально настроенных имамов. Они отлично подготовлены именно для ведения пропаганды в молодежной среде: сами молоды, активны, спортивны, говорят на доступном языке, сыплют яркими, доходчивыми лозунгами, спорить с которыми с позиции рациональных аргументов бессмысленно. Поэтому и в войне за юные умы нынешние прогосударственные имамы (люди, как правило, возрастные, которые воспитывались еще в традициях советской религиозной школы в Бухаре) им подчистую проигрывают.
Православие в России также испытывает трудности в привлечении молодой паствы. Поэтому вдвойне важно, когда на ниве РПЦ появляются молодые, активные клирики, к числу которых стоит отнести епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, возглавившего епархию в марте 2011 года. Вот и появление пятигорского антикафе – это прекрасное миссионерское начинание: сюда будут приходить не только люди уже воцерковленные, но и молодежь, которая только хочет обрести себя в лоне церкви.
Антон Чаблин
политолог, журналист
Источник: КАВПОЛИТ
- Просмотров: 4939
Отправить комментарий