«Путешествовали без пакости» (Отрывок из повести)

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Взялся за перо, чтобы пережить еще раз радость открытия, обретения, рассказать о чуде встречи с колыбелью Христианства, с землей, где проросли первые ростки нашей веры и дали обильные плоды.

Совершенно для себя неожиданно стал собираться в Турцию. Преданный мне и забо­тящийся обо мне родной человек решитель­но настоял на том, чтобы очередной отпуск я провел в Турции. Он просто поставил меня в известность, сообщив, что путевка уже куплена. Я не смог оттолкнуть такое прояв­ление любви и заботы, не смог отказаться от поездки, тем более, что там, в Турции, можно посетить Миры Ликийские, где служил и был погребен святитель Николай; и из Турции легко можно слетать в Иерусалим. И мама благословила ехать.

И вот в одно действительно прекрасное утро наш самолет приземлился в аэропорту Анталии. Автобус доставил нашу группу в городок Кемер, где должен был проходить отдых. Меня выгрузили около «Kemer Reach hotel». Некоторое время заняло оформление и размещение. Наступило время завтрака. Во второй половине дня вновь прибывших собрал курировавший нас гид. На этой встре­че обсуждали экскурсионную программу. Я сразу оформил экскурсии в Миры Ликийские и в Израиль и с чувством почти исполненно­го долга стал осваивать отель и знакомиться с городком, даже не подозревая, что произой­дет скоро…

Даже если бы перед отъездом меня спро­сили, зачем я еду, что я ожидаю от поездки, я бы ничего ответить не смог. В Турции я рань­ше не бывал. Что же ожидать, если ничего не знаешь? Ну, может быть, кроме того, что туда едут, чтобы погреться на солнышке и искупаться в Средиземном море. Я даже не вполне осознавал, что смогу увидеть Миры Ликийские и Святую Землю. Надо было про­сто уехать, а куда – не важно…

Миры в Ликии. Андриаке

Наступил день первой экскурсии по Турции. Собрав по отелям Кемера народ, наш автобус направился вглубь древней Ликии.

Гид начал рассказывать нам о Турции, об истории этой земли. И чем больше он гово­рил, тем больше интерес сменялся удивлени­ем, изумлением вплоть до серьезного потрясе­ния, когда начало сбиваться дыхание. Ничего подобного я не ожидал услышать!

Все, наверное, знают, что Царьград, Константинополь – это Стамбул – столица современной Турции; что город Миры в обла­сти Ликия – кафедральный город с храмом, где служил и был погребен святитель Николай – в современной Турции. Но это далеко не все!

Не сразу сознание вмещает, что древний город Эфес, где жили апостол Иоанн Богослов с Девой Марией; где апостол Лука создал пер­вые образы Божией Матери; где жил и про­поведовал апостол Павел и где проспали 200 лет семь святых отроков – это современная Турция…

Это здесь, на территории современ­ной Турции, находились семь Церквей, куда адресовал с острова Патмос апостол Иоанн Богослов свое «Откровение»; жили и славили Бога святые Фекла и Параскева Пятница, свя­тители Марк Эфесский, Мефодий Патарский и Поликарп Смирнский…

Гид обращает наше внимание, что по правую сторону – та самая гора Олимп, на которой в глубокой древности жили Зевс с группой других богов, а слева по курсу – гора, где горит вот уже почти 3 000 лет огонь Химеры…

Здесь, на территории современной Турции, проходили Вселенские Соборы; здесь расположены Антиохия – кафедра святителя Иоанна Златоуста и Капподокия – епархия святителей Василия Великого и Григория Богослова…

Здесь, на территории современной Турции, города Тарс – родина апостола Павла, Патара – родина святителя Николая, Милеет, Иераполис, Смирна, Сарды, Галикарнас с гробницей Мавсола – одним из семи чудес света, Пергам, Троя, Никея, Фиатира…

Надо перевести дыхание… Для первого раза это слишком много!

Это не говоря уже о том, что вся древ­негреческая мифическая жизнь прошла здесь, на земле древней Анатолии, или современной Турции.

Почему же об этом мало кто знает? Гид объяснил: за время османского владычества все эти греческие и римские названия замене­ны турецкими.

И вот мы подъезжаем к городу Демре (по-нашему – Миры Ликийские). Этот захо­лустный городок стоит на древнем ликийском городе Миры. (История Ликийской цивилиза­ции началась в VII веке до Рождества Христова и длилась до тех пор, пока ее не поглотила Римская империя.) С волнением смотрю в окно автобуса, но ничего такого не вижу. За многие века землетрясения сделали свою раз­рушительную работу, а река Мирос покрыла все толстым слоем ила. Современный Демре буквально стоит на древнем городе.

Наш автобус, попетляв по узким улоч­кам, остановился, как нам объявили, на цен­тральной площади Демре. Пытаюсь еще более пристально смотреть, но ничего древнего, тем более храма, не вижу, кроме маленьких ресто­ранчиков и множества сувенирных магазинов. Нам раздали входные билеты на территорию музея. Миновав по этим билетам турнике­ты, прошли мимо страшненького памятни­ка Санта Клаусу в окружении детей (как на рекламе кока-колы), и вдруг – вот он! Вот этот храм! Он находится гораздо ниже уров­ня современного города, накрыт огромнымпластиковым защитным экраном, поэтому незнающий человек может пройти в несколь­ких метрах и церкви не заметит. С трепетом спускаюсь по лестнице метров на 5 и ступаю на землю великого святителя. Туристов мно­го. Каким-то образом гиды, маневрируя, раз­водят группы так, что «столкновений» нет. Сердце рвется к тому святому месту, к сарко­фагу, в котором покоились мощи святителя, но сдерживаю себя. Надо прежде все осмо­треть, прикоснуться к святым плитам, выслу­шать рассказ гида о недавно открытых чудес­ных фресках IХ – ХI веков, но все-таки краем глаза пытаюсь увидеть этот саркофаг…

Конечно, это не тот храм, где совершал богослужения и проповедовал Ликийский святитель в IV веке, но в этом храме, который сейчас вижу, воплощена огромная любовь и глубокое почитание русскими людьми Николы Угодника. Сионский собор, в котором служил и был погребен святитель, разрушили сарацины. В ХI веке император Константин IХ его восстановил, но во время Османской империи это место пришло в совершенное запустение, пока за дело не взялись русские, и в 1850 году большой участок земли, на кото­ром стоял храм, не был куплен на имя княж­ны Александры Голицыной. Из-за Крымской войны только в 1862 году церковь была отреставрирована по повелению императора Николая I. За несколько лет была произведе­на выемка 6500 кубометров земли, возобнов­лены стены и своды главного нефа, а также части боковых галерей и двух притворов.

Но в 1877 году началась Русско-турецкая война. Охрану храма поручили афонским монахам, но те вскоре вернулись в свои обители на Святой Горе. После окончания боевых дей­ствий в 1878 году турки обнаружили храм бесхозным и отдали его греческой Церкви, чтобы лишний раз не раздавать земли потен­циальному врагу. Открытые недавно фрески, украшающие стены боковых галерей, уди­вительно красивы и изображают события из жития святителя Николая. В этом храме дважды в году – весной и зимой, в дни памя­ти святителя Николая, – греки совершают богослужения. Приложился к алтарному кам­ню, посидел на горнем месте, которое соору­жено в виде амфитеатра, смотрел на мозаику пола и молился святителю. Конечно, эти не те самые камни, по которым ходил и на которых сидел святитель, но он был здесь, он здесь молился, и мы сейчас ходим по святой земле, на которой творилась наша духовная история. Не только Святая Земля, но и земля Малой Азии, и, в частности, Миры в Ликии, является нашей духовной родиной – это хорошо здесь ощущается и это – главное.

Однако надо же идти поклониться месту упокоения Ликийского святителя. Саркофаг находится в южной апсиде. С трепетом при­коснулся к святой гробнице…

Здесь чувствуется такое внутреннее наполнение спокойствием и радостью, что и говорить не хочется… Даже сейчас, когда пишу эти строки по прошествии уже месяца, так же остро и свежо все переживаю, как буд­то нахожусь там.

Как всегда и везде около святого места, на площади процветает сувенирный биз­нес. Турки настойчиво предлагают святи­теля Николая, Санта Клауса, Ноэль Бабу (по-турецки – «рождественский дед») на любой вкус и достаток: иконы, статуэтки, подвески, колокольчики, обереги с синим гла­зом, магнитики, брелоки, тарелки, кружки…

Вернувшись в автобус, покидаем это святое место, этот, как писал император Константин, «трижды благословенный, миро­дышащий ликийский город, в котором, как говорит о том его название, великий Николай, слуга Божий, варил миро».

Мы направляемся к берегу Средиземного моря. Следующий пункт нашей экскурсии – остров Кекова.

Через два километра делаем останов­ку, чтобы осмотреть руины древнего города Миры: греко-римский театр и ликийские гроб­ницы – это то, что доступно сейчас для осмотра из дохристианской истории города. Солнце уже начало серьезно припекать. Взобрался на амфитеатр – гигантское впечатляющее соору­жение с 35 рядами сидений, прислоненное к высокой скале. Я был на самом верхнем ряду, когда вдруг далеко внизу, на сцене, русские девушки запели «Катюшу» – это в честь побе­ды сборной России на чемпионате Европы по футболу над чехами, случившейся накануне. Слышимость была удивительно хорошей. Так же звучно прогремели «браво» и аплодисмен­ты «зрителей».

Рядом с амфитеатром вверх по скале расположены в несколько этажей разного вида домики, имитирующие жилища древ­них ликийцев. Сюда «переселяли» умерших горожан.

Двигаясь далее вдоль реки Андрокос, мы имели возможность видеть руины порта древ­ней Миры Андриаке. Даже развалины зернох­ранилища Адриана производят впечатление своими размерами. Здесь хранилось зерно для всей Римской империи. Видны белые камни древней синагоги, где, несомненно, пропове­довал апостол Павел. Через пять километров выехали к современному порту Чайягзы. Из этого порта апостол Павел отбывал в Рим. Отсюда уплывал и святитель Николай, что­бы принять участие в работе Вселенского Собора.

Пересев на экскурсионную баржу (не знаю, как еще назвать это плавсредство), мы наслаждались морской прохладой, уди­вительной прозрачностью и цветом воды Средиземного моря и живописными пейзажа­ми «бирюзового побережья» древней Ликии (ныне – Турция).

Баржа неспешно двигалась вдоль остро­ва Кекова, и мы разглядывали «Затопленный город». На берегу и под водой хорошо раз­личимы остатки лестниц, мостовых, жилых домов, причала, цистерн для хранения питьевой воды и апсиды разрушенной хри­стианской церкви. Эти руины не ассоцииру­ются ни с одним из известных античных горо­дов. Среди буйной растительности гуляют козы, которых перевозят сюда с «материка» местные жители пастись.

Гид сообщил, что на территории Турции находится очень много памятников древне­греческой и древнеримской культур – амфи­театры, стадионы, бани, акведуки, акрополи, погребения – больше, чем в Греции и Италии вместе взятых.

Так завершилась первая экскурсия по Турции, полная открытий и благодатных впечатлений.

На обратном пути была хорошо видна знаменитая древняя ликийская дорога (она еще древнее, чем римские дороги), которая местами сохранилась очень хорошо. Смотрел на эту дорогу из окна автобуса и думал: «По этой дороге мог ходить апостол Павел во вре­мя своего путешествия по Турции, вернее, по Малой Азии…»

Сейчас, когда вспоминаю об этой поезд­ке по святым местам Христианства в Турции, совершенно по-другому видится величие под­вига апостолов и первых святителей, кото­рые были здесь. Это величие дела проповеди Евангелия приобретает еще большее значе­ние, когда сам видишь, в каких сложных кли­матических условиях это совершалось: летом в тени более + 40 С. Тогда не было самоле­тов, автобусов с кондиционерами и в любой момент бутылочки воды из холодильника…

Турция – Израиль – Палестинская автономия,
июнь, 2012 г

Альманах "Литературная Алма-Ата", № 11, 2012

АРХИМАНДРИТ ИОСИФ (ЕРЕМЕНКО),
КАНДИДАТ БОГОСЛОВИЯ

Руководитель Издательского
​отдела Митрополичьего Округа в Республике Казахстан

Голосов ещё нет

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ