Александр Яхонтов

Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.

Алтарники на пении "Отче наш" перед аналоем. Успенский каф.собор, 2012По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее». Что же кроется за этим «и так далее»?

Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет.

Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую…

И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю…

Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания.

Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.

И вот день начала моего пономарства обговорен. Я, между прочим, волновался (как, собственно, волнуюсь и по сию пору перед каждой службой). Меня встретил старший пономарь Алексей и провел в алтарь. Священники говорят, что, поднимаясь по ступеням солеи, мы уже оказываемся не на земле, но приближаемся к Небесам. А сам алтарь… Ну, что вам сказать? Многие знают его устройство по православным телепрограммам, читали в печатных изданиях. Святой Престол, горнее место, жертвенник, иконы. У человека верующего и богобоязненного один вид этого места вызывает душевный трепет. Здесь своя, особенная тишина. Здесь, как нигде, чувствуется незримое, но явственное присутствие Бога. А иногда кажется, что вовсе и не незримое! Воздух как бы пропитан Его присутствием. Он Сам здесь и смотрит на тебя. Естественно, свистеть, кричать, смеяться, даже громко разговаривать в алтаре нельзя. Да и не хочется, честно говоря, по вышеперечисленным уже причинам. Это святое место, и вести себя там надо соответственно. Но иногда, что греха таить, находят тяжелые мысли, или забываешься, или появляется беспричинное веселье. Вот здесь надо быть крайне осторожным. Таким образом на тебя воздействует враг рода человеческого. Человек поднялся на ступеньку, пусть маленькую, но выше над своей греховной жизнью. Хочет быть лучше, чище, ближе к Богу. А для лукавого нож острый, когда душа хочет вырваться из его липких объятий! Так что искушения и в жизни алтарников присутствуют, и у каждого свои. Но на то и дал нам Господь волю, чтобы их преодолевать.

Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.

Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.

Источник: Журнал "Православие и современность" №9 (25), 2008 год

Рейтинг: 5 (2 голоса)

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ