Вернемся ли мы к Богу?

протоиерей Михаил Ходанов

В наше время, когда распространился термин "духовное возрождение", существуют, увы, самые различные толкования его смысла, не имеющие подчас ничего общего с христианством. "Мир, который во зле лежит", мир греха и грязи делает все возможное, чтобы извратить и свести на нет сложный и болезненный процесс едва начавшегося в стране процесса духовного пробуждения. Отсюда и нарочито различные его понимания, внедряемые повсеместно: одни утверждают, что возрождение - это плюрализм мнений, и говорят об относительности истины; другие провозглашают нигилизм, греховную вседозволенность и духовный хаос главным смыслом жизни, а третьи упорно тянут в компрошлое, с его безжалостной нивелировкой человеческой личности и практикой разнузданной христофобии.

Но не будем искушаться лукавыми сынами века сего, которые, как и их бесчисленные предшественники, предпочитают "сидеть во тьме и сени смертной", творя многоразличное зло и на дух не вынося света праведности.

Возрождение для нас, христиан, произойдет только тогда, когда во главу угла общество поставит, наконец, великие заповеди Божии и возлюбит Святую Церковь как единственный благодатный Путь, ведущий человека к освобождению от греха, спасению и бессмертию в Боге.

Господь пришел в мир, чтобы через Свои страдания и муки спасти всех. Но как реагирует современный мир на благовестие Христово? Спешит ли откликнуться на призыв Спасителя?

Во что оценивает мир Его Голгофскую жертву и любовь к людям - ту любовь, которая привела Бога к крестной смерти за Свое согрешившее творение?

Каковы причины отхода людей от Бога сегодня?..

Представляем Вашему вниманию некоторые статьи из сборника, куда вошли телевизионные беседы, транслировавшиеся в эфир с 1995 по 1996 год по II российскому каналу (ВГТРК "Россия") в рамках программы "Месяцеслов" производства независимой телекомпании "Православный мир", осуществлявшей выпуск передачи по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В сборник помещены также отдельные приходские проповеди, ранее публиковавшиеся статьи и иные произведения.

О покаянии

Последнего ветхозаветного пророка Иоанна называют Предтечей. Он шел, или, по-славянски, "тек" пред Господом Иисусом Христом, чтобы возвестить иудеям о грядущем Мессии и главном условии спасения людей во Христе - покаянии.

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".

Человек, по учению Святой Православной Церкви, находится в состоянии глубочайшего греховного повреждения. Об этом ясно свидетельствует сам апостол Павел, говоря о себе:

"Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю".

К покаянию призван каждый человек. Ведь только кающийся имеет нужду в Спасителе, ибо видит, что погибает от своих грехов, бесчисленных, как песок морской.

Человеку надменному, исполненному горечи, ненависти и зла, Христос не нужен. Он не испытывает нужды в покаянии. Грех заключил его сердце в состояние окамененного нечувствия.

Многие из нас, увы, тоже не хотят каяться. Наследники многовековой христианской традиции, мы равнодушно смотрим на просящих милостыню детей беженцев в метро - понаехало вас тут! Возмущаемся на бомжей - сажать их надо! Глядим косо на строящиеся храмы - лучше бы людям деньги давали! Проклинаем молодежь - развратники, в лагеря их всех! Бредем, так ничего и не поняв в причинах и следствиях, по развалинам нищей страны - раньше порядок был!

А о собственном покаянии, о своей личной причастности к трагедиям прошлого и настоящего - ни слова.

В такой обстановке растет пагубное самообольщение и ослепление человека.

Отчего происходят все беды в нашей стране? Кто виноват в повальном воровстве и безнравственности? Лидеры фракций? Финансовая олигархия? Тайные враги? Мировая закулиса?

Как бы там ни было, по-настоящему верующий человек все равно искренне скажет: "Виноват я. Это я не раскрыл через собственный образ жизни для других красоту Евангелия, не согрел любовью сердца людей, не подал им благой пример святой жизни во Христе".

Только исправляя самих себя через покаяние, мы постепенно сможем благотворно влиять на окружающих и изменять к лучшему весь мир. И тогда для бездомных откроются уютные дома со специальным уходом и участливым персоналом, беженцев расселят по квартирам, а на строящиеся церкви будут смотреть с благоговением и осенять себя при этом крестным знамением. Молодежь обретет, наконец, не мораль крупье и теневиков, а здоровую нравственность и страх Божий, а так называемый "порядок" богоборческого прошлого с его цареубийством и ГУЛАГом будет назван раз и навсегда одним словом - беззаконие.

Нынешние нестроения - лишь следствия наших неисправленных личных грехов, из которых, увы, со временем могут сложиться - при отсутствии чувства раскаяния за прошлое - новые общественные трагедии.

И тогда вопрос "кто виноват?" станет уже совсем риторическим.

Есть ли спасение вне Христа?

Святитель Амвросий Медиоланский широко известен в христианском мире как ревнитель чистоты православной веры. Нам, живущим в обстановке разномненья, релятивизма и равнодушия к высшей истине, кажется непонятной такая ревность святителя: ну правда, зачем все время бороться, что-то там отстаивать? Ведь мы знаем, точнее, нас научили тому, что истина относительна, что все религии, и даже каждый человек в отдельности разными путями идут к одному и тому же, что в истории человечества были такие же учителя и пророки, как Иисус Христос: Гаутама Будда, например, или китайский мудрец Конфуций. И вообще, неужели нет спасения вне Христа? А как быть с теми, кто никогда и не слышал о христианстве? Какие-нибудь племена Австралии или жители дикой Амазонки? Они, значит, в ад пойдут? Негуманно все это для религии, у которой Бог - Любовь.

На эти и подобные вопросы православные христиане отвечают так: для нас, христиан, нет спасения вне Христа. В Нем заключена познаваемая опытным путем веры полнота Божественного Откровения и Божией любви, обращенных ко всем людям. Сам Бог воплотился и пришел в мир, чтобы спасти всех от греха, проклятия и смерти, даровать человечеству желанное бессмертие.

Да, и прежде Христа, и после Него были учителя и пророки. Однако все они, в отличие от Богочеловека, просто сообщали людям то или иное учение, обличали грехи и ошибки и призывали к совершенству. Но никто из них не давал своим последователям ни силы, ни благодатных средств к осуществлению этих благих призывов. Человечество к приходу Христа стало настолько греховным, что ни самостоятельно, ни с помощью своих учителей уже не могло спастись через простое самосовершенствование - не было сил. Каждый знает это страшное состояние на примерах собственной жизни: хочешь жить и не грешить, но не получается, грех постоянно возобладает. Поэтому и потребовалась в свое время помощь свыше как великое свидетельство Божией любви к людям.

Только Христос, как Истинный Бог и Истинный Человек, указал на подлинную цель нашей жизни - уподобление Богу - и пострадал за всех, чтобы ценою Голгофской жертвы преодолеть смерть и дать всем уверовавшим в Него благодатную силу на борьбу с грехом. Эта сила содержится ныне в созданной Им Церкви, ее Таинствах, преображающих человека и ведущих в бессмертие.

Что касается других религий, то конечные судьбы человечества с предельной ясностью покажут, чего стоит каждая из них.

И еще: мы не знаем, спасутся ли те редкие люди, которые вообще ничего и никогда не слышали о Христе. Знаем только, что таковые на Страшном Суде будут судимы по вложенной Богом в их сердца совести, законы которой, по существу, одинаковы для всех людей.

О смирении по-христиански

Что такое смирение для современного человека? Наверное, что-то в высшей степени непонятное. Кто-нибудь усмехнется и скажет: "Да о чем это вы? С какой луны вы свалились? Посмотрите вокруг - миром правит жестокая сила. Побеждают самые безжалостные. Будешь смиряться - по тебе пройдут ногами".

Есть и более циничные заявления на этот счет.

Конечно, человек, воспитанный в духе торгашества, беспринципности и хамства, признающий лишь грубую силу в качестве жизненного ориентира, никогда не поймет цену и смысл смирения. Для него оно всегда будет синонимом бессилия и жизненной неудачи.

С другой стороны, немалую смуту внесли и последователи Л.Н.Толстого, следуя своему духовному учителю, который неверно трактовал евангельскую заповедь: "Если же ударили тебя по правой щеке, подставь и левую также". Граф Толстой призывал не противиться злу насилием и понимал этот запрет абсолютно и буквально, на радость всем своим современникам-революционерам. Ведь его учение, доведенное до логического конца, означало: не прикасайся к насильнику, не воюй, когда на страну наступает враг, чтобы надругаться над святынями, женщинами и детьми, обличай какую бы то ни было деятельность суда и прокуратуры, борись за амнистию уголовников.

Ясно, что здесь мы имеем дело не со смирением, а с прямым потворством злу. Каков же смысл смирения в христианстве? Смириться - значит поставить себя в правильные взаимоотношения с Богом, понять, что ты, не имея источника жизни в себе, полностью зависишь от Всевышнего. Ощутить нищету духовную и осознать, что во всем, и большом и малом, нужно уповать только на Бога, а не на диктат своих страстей - это тоже смирение.

Оно, тем не менее, не имеет никакого отношения к забитости и безволию. Смиренный человек боится лишь одного - прогневать Бога своим произволом и грехом. Поэтому он строят свою жизнь так, чтобы на деле выполнять евангельские заповеди и, не участвуя во зле и лжи, возрастать в любви к Богу и ближним.

Смирение формирует в нас совершенного человека, образ и подобие Божие. Это тот идеал, к которому люди всегда должны стремиться, ибо по его достижении в мире не останется зла.

Каким же образом все это осуществляется на практике?

В личной жизни христианин всегда должен - ибо так заповедал Господь - "подставлять щеку" и прощать своих частных обидчиков: только так, через собственное терпение, возможно не умножать зло. Поступая так, христианин расплачивается либо за свои грехи, прошлые и нынешние, которым у каждого человека несть числа, либо долго терпит во славу Божию и по образу страданий Самого Спасителя.

Однако в жизни общественной, во время народной беды, войн и смут, он обязан сдержать наступающее агрессивное зло как с помощью молитвы, так, если понадобится, и с применением жесткой силы, и, если он воин - то ни в коем случае не бросать оружие на землю, если он рабочий - то продолжать делать в тылу снаряды, а если священник - то без колебания благословлять воинство на брань примеру преподобного отца нашего Сергия Радонежского.

Этим самым мы предотвратим дальнейшее разрастание зла в нашем столь несовершенном и таком далеком от эдемского идеала мире. Иначе, когда враг будет убивать твоих соотечественников прямо у тебя на глазах, а ты будешь трусливо отсиживаться в углу и "мудро" молчать - как сумеешь ты впоследствии оправдаться перед Богом?

В Евангелии сказано: "Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Только так в наше несовершенное и душепагубное время можно и должно противостоять организованному беззаконию на общественном уровне. Смирение не есть соучастие во зле.

Да, есть заповедь - "Не убий". Ее никто никогда не отменял и не отменит. Но согласитесь: все же совсем разная степень вины у солдата, вернувшегося с фронта Великой Отечественной войны, и у бандита из какой-нибудь горячей точки, хладнокровно вырезавшего беззащитную семью с детьми.

О "православных" фарисеях

Тяжек и страшен грех осуждения. Одним и тем же языком - задумаемся об этом! - мы благословляем Бога и Отца (как пишет об этом апостол Иаков), и им же проклинаем людей, созданных по образу и подобию Божию. Или же доходим до фарисейской гордости и говорим: "Прости, Господи, согрешения людей погибающих и научи их правде Твоей так, как знаем ее мы". И при этом сами погибаем от своих собственных грехов.

Грех осуждения как прямое нарушение заповеди Божией отдаляет нас от Христа так же, как гордость, блуд и хула на Творца. Наряду со сварливостью, т.е. неуживчивостью и пристрастием к злословию, он является причиной неустройства и всего худого в нашей жизни.

Подлинное христианство начинается только с самоосуждения и видения своей погибели от великого множества грехов. Видящий же всю бедственность своего греховного состояния уже не станет осуждать другого - ему не до этого. Погибающий ищет только одного - спасения - и через покаяние всем сердцем своим прилепляется ко Христу и исповедует Его Спасителем. Став на путь исполнения заповедей Христовых, человек начинает ясно видеть, что подлинное примирение с Богом основано только на мире с ближними и нелицемерной к ним любви. "По тому узнают люди, - говорит Господь, - что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".

Многое дано христианину. Он назван солью земли, ему дарованы великие обетования спасения и жизни вечной. Великая благодать Божия, "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая", подается нам через Таинства Церкви и укрепляет на борьбу духовную с неизжитыми страстями. Причастие же Святых Тела и Крови Христовой соединяет нас с Самим Богом и свидетельствует о Его неизреченной к нам любви.

Однако некоторые православные христиане, под влиянием многоразличных искушений века сего, не ощущают присутствия в себе гибельных грехов: "Другие, - говорят они, - в тысячу раз хуже нас!" - и почти как протестанты уверились в том, что они спасены и что, по существу, их уже не в чем упрекать. Такое самопревозношение, как показывает опыт, неразрывно связано с духом осуждения других, хотя и скрывается еще иногда под маской фарисейского лжесмирения. Часто можно услышать нечто вроде следующего: "Да, может быть, мы в чем-то и грешны - правда, в чем, мы уже и сами не знаем, - но зато мы делаем нужные и добрые дела: жертвуем деньги на храмы, строим и созидаем, возрождаем духовность из собственного кармана - не то что другие: стоят, молятся и ничего не понимают, - и думают, что будут услышаны Богом. А услышаны Им будем мы - те, кто делает дело и приносит конкретную материальную пользу Церкви".


Сказал также Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: "Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил Боже! будь милостив ко мне грешнику!"

"Сказываю вам, - продолжил Господе, - что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Евангелие от Луки, 18, 9-14).

Фарисейство - страшный грех, особо гибельное для Церкви и человека состояние. Оно не приемлет самого духа Евангелия: ведь Евангелие требует от нас простосердечия и беззлобия, дабы мы любили ближних своих и легко прощали им обиды - так же, как желаем себе самим прощения от Бога. У "фарисея от христианства", увы, почти совсем атрофировано видение своей греховности и погибели. Но зато мнение о себе и страсть осуждать других растут у него как на дрожжах. И в этом легко убедиться. Подойдите к такому человеку, когда он громко уверяет всех подряд, что он-де все делает для других и душу полагает за ближних и что ему самому ничего не надо, и скажите доброжелательно и деликатно, что так говорить христианину вроде бы как не совсем скромно, - и вы тотчас станете его злейшим врагом, ибо посмели задеть его самолюбие и наступили на змею гордыни, эти укорененные и не выкорчеванные покаянием душепагубные страсти.

Заботясь о внешнем, такие люди нередко забывают при этом радеть об исправности своих сердечных чувств и помышлений. А человек с таким нравственным настроем осужден пребывать вне Царства Небесного. "На кого воззрю?" - вопрошает Господь, и Сам же отвечает: "Только на кроткого и смиренного сердцем, трепещущего слов Моих".

Но скажите, положа руку на сердце: разве многим из нас присуща кротость? Неужели мы все хорошо знаем, что это такое? Да мы и смотреть-то порой не можем на ненавистных нам людей, которые, по нашим понятиям, не достойны даже и по земле ходить, ибо они говорят и делают не то, что нравится нам и чего хотим мы. А вот задуматься над тем, всегда ли правильно мы сами все делаем, - это нам не под силу, да и желания, откровенно говоря, особого нет. И стоит наш родной православный фарисей в храме с высоко поднятой головой и всем своим видом показывает, что у него "все в порядке". А вот толпа мытарей вокруг него - та, действительно, погибает во грехах; что ж, туда, в погибель им, мытарям, и дорога, раз они такие, а мы, слава Богу, не такие, а другие, хорошие (жертвуем на храм, ходим на воскресную службу и т.д.) А что до покаяния... вот пусть мытари и каются, только где-нибудь подальше от нас, чтобы глаза наши их не видели.

Для возлюбивших фарисейское осуждение всех и вся приведем отрезвляющие слова преподобного Иоанна Лествичника: "За какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадаем сами, и иначе не бывает".

Для противящихся же заповеди о любви к ближнему и его прощении апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам говорит страшные слова: "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

И: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто".

Возможно ли пробуждение?

Кто не знает, как разлагающе действует на человека грех! Как властно проникает его темное начало в наши мысли, достигает сердца и заключает в томительные оковы все движения души и тела!

Многие поначалу пытаются оказать ему сопротивление, но потом спешат капитулировать: ничего не получается, нет сил, борьба не на равных. И, малодушно отступая под натиском греха, человек постепенно опускается все ниже и ниже.

Но самое страшное, что укоренившийся грех вытесняет из нас со временем всякое покаянное чувство. В результате растет число людей, с которыми уже невозможно нормально общаться: от них исходят флюиды ненависти и жестокости, насилия и разврата. Они желают только одного - цинично подавить злой волей окружающих и заставить их работать на себя.

Бог никому не желает гибели и зла. Кто бы ни был человек, совершающий грех, и как бы ни был велик сам грех. Господь всегда сострадает и долго терпит - и готов подать руку помощи, чтобы исправить кающегося грешника. Это мы далеко не всегда спешим ему навстречу, нам трудно расстаться с прежним миром, который опутал нас со всех сторон - и навыком ко греху, и связями с дурными людьми.

Тем не менее речь здесь идет о жизни и смерти. И единственный путь к вразумлению - внимать всякому покаянному движению в душе, любому обличительному слову в наш адрес, ибо все это - от Бога. Не нужно доводить дело до последней черты, за которой неминуемо начинаются большие скорби и стоит страшная внезапная смерть, насылаемая Богом на особо упорствующих.

Будем извлекать духовную пользу из самых разных ситуаций.

Вот прошла мимо беженка с детьми - подумай и пойми, что и ты виноват в ее нынешнем положении, потому что тебе, погрязшему в своих страстях и греховной личной жизни, уже все равно, что происходит в твоей стране. Смотри, как бы и тебя не оставили без крова и средств к существованию люди, такие же бессердечные, как и ты сам. Помоги ей - помолись о ее душе, дай хотя бы немного денег - и пробудись от сна.

А вот нищий лежит в еще теплой золе догоревшего костра на железнодорожном вокзале в Москве - жив он или мертв, никто не знает, все отворачиваются и бегут мимо. Бежишь и ты. Гляди - так когда-нибудь пробегут и мимо тебя в беде. Покайся и со слезами попроси у Бога дара любви к ближним.

В толчее улицы тебя раздражает несчастный калека на костылях, загораживающий дорогу - но это Бог сделал так, чтобы он оказался рядом, потому что ты всю ночь предавался разврату. Берегись, чтобы Господь не смирил тебя физическим уродством за осквернение своего тела, которое призвано быть храмом Божиим.

Бог долго терпит, желая нашего обращения. Он всегда рядом. Нужно только прислушаться и поднять глаза.

Рейтинг: 5 (1 голос )

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ