Технический прогресс мешает воспитанию детей?

Татьяна Андреенкова

Современные родители все чаще жалуются на то, что детей невозможно заставить сделать что-либо, оторвать от телевизора, компьютера, телефона и т.д. Современные «увеселители» и «облегчители» жизни настолько упрощают жизнь человека, что и жить, собственно, ему некогда.  Виртуальное существование уверенно и бесповоротно заменяет реальную жизнь, требуя все более новых  жертв в виде сил, времени, энергетических затрат и т.д. Виртуальная активность сменяется социальной, духовной и  физической пассивностью.

Технический прогресс мешает воспитанию детей?Малоподвижный образ жизни, к сожалению, сегодня популярен как никогда, пассивные способы досуга все чаще занимают жизненное пространство детей. Чрезмерное увлечение современными технологиями нередко вызывает  неспособность рационально распределить свое время и силы, приводит к ленности и праздному образу жизни. И вроде бы ребенок ничем не занят: смотрит телевизор, играет в компьютерные игры или слушает музыку. Со стороны можно подумать, что он попросту отдыхает. Но, тем не менее после такого «отдыха» , сил и желания сделать что - либо по-настоящему полезное у него нет…Ведь в такие моменты происходят серьезные нагрузки, которые буквально «выжимают» из ребенка жизненную энергию.

Родители детей, зависимых от компьютера и телевизора, часто говорят о том, что чадо наотрез отказывается читать и даже слушать как ему читают взрослые. И неудивительно! Ведь в такие моменты требуется участие ребенка, его работа. А работать попросту лень. Трудиться детей  успешно отучили технические «облегчители» жизни.

Когда ребенок читает, его сознание активно работает, воображение рисует образы. В телевизионном и интернет - пространствах такого процесса нет. Зритель получает информацию и образ одновременно. Это упрощает задачу, отучая человека думать и включать воображение. Как следствие – пониженная мотивация и нежелание что - либо реально делать.

Немаловажный отрицательный фактор увлечения плодами технического прогресса в том, что человек сам того не замечая, проводит значительное время у компьютера без двигательной активности. Это негативно отражается на нервной системе, иммунитете, сердечно - сосудистой системе, портит зрение, осанку и т.д.

Технический прогресс мешает воспитанию детей? Излишнее увлечение виртуальностью приводят к трудностям самоопределения. Дети очень восприимчивы к информации, вымышленные образы приводят к тому, что они могут перестать ассоциировать себя с реальной жизнью.

Так как современное медиа - пространство перенасыщено жестокостью и агрессией, то зачастую дети ассоциируют себя с негативными персонажами, считая их образцами для подражания. Ведь современная культура смешивает идеалы добра и зла, подменяя одно другим.

 Часто дети засиживаются перед экранами допоздна, что приводит к нарушению жизненного режима, бессоннице, психическим расстройствам. Нередко педагоги жалуются на то, что ученики не могут сконцентрировать свое внимание на учебе, часто отвлекаются, ленятся слушать и запоминать информацию. Отсутствие активности в реальной жизни воспитывает и укрепляет в детях лень, которая впоследствии может стать частью характера.

Технический прогресс мешает воспитанию детей?Совершенно очевидно, что из ленивого и апатичного ребенка вырастет такой же взрослый.  Но, часто побег в виртуальную реальность имеет веские причины. Возможно, на ребенка попросту нет времени или родители предъявляют к нему завышенные требования.

Извечная занятость взрослых побуждает их поскорее усадить чадо за компьютер или телевизор и тем самым как бы чем-то  «занять» его. Ребенок, по мнению родителей, продуктивно проводит время и самое главное - не мешает. В результате мы можем получить робота, равнодушного к нуждам и просьбам близких  и к своим непосредственным обязанностям. Из-за нехватки систематических моральных впечатлений и участия в трудовой активности ребенок укрепляется в своем внутреннем мирке, не имеющем ничего общего с реально существующей действительностью. Занять ребенка и тем самым воспитать в нем  гармонично развитую личность можно только с помощью приобщения его к учебе, работе, помощи взрослым.

О необходимости труда как способа воспитания человека говорили святые отцы:

Что узда для коня, то работа для нашей природы.
Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся.
(Св. Иоанн Златоуст)

Жизнь есть труд; труд есть жизнь.
Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки.
(Авва Исаия)

Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самою беззаботностью.
(Св. Ефрем Сирин)

Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности.
Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит.
(Св. Тихон Задонский)

РТехнический прогресс мешает воспитанию детей?ебенок, лишенный возможности проявить себя в работе, лишен очень многого, в первую очередь - живого эмоционального отклика на красоту человеческого труда.  Использовать труд как метод воспитания надо аккуратно, без излишнего рвения. Многие нетерпеливые родители спешат критиковать ребенка за то, что у него не все получается с первого раза, проявляя чрезмерную строгость. Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Нужна похвала со стороны старших, даже если работа проведена не так как хотелось бы.

Ребенок, чувствующий себя беспомощным и неуверенным в своих силах, плохо включается в работу. Его обычно мало хвалят и чересчур много критикуют, требуя идеального результата. В результате ребенок избегает браться за работу, которая, по его мнению, все равно плохо получится. Формируется чувство заниженного достоинства, он слабо верит в свои способности, и как результат - особая чувствительность к отрицательным оценкам своей деятельности. Если взрослые постоянно твердят: « Ты плохо справляешься с этим», то у ребенка возникает установка: « Я больше не буду это делать».

Ребенок, ведущий активную, насыщенную жизнь и участвующий в трудовой деятельности вырастет всесторонне развитой личностью, обладающей такими чертами  характера как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, стрессоустойчивость. Такие дети, повзрослев, легко адаптируются к окружающей среде и обстоятельствам, умеют организовывать и умело использовать свой потенциал и таланты.

Источник: Информ-листок
† Отдел религиозного образования,
катехизации и миссионерства Одесской епархии УПЦ

Рейтинг: 5 (1 голос )

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ