Таинство Елеосвящения (Соборования)
Таинство исцеления души и тела – такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками – «собором».
Цель Таинства Соборования – всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно воссылаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление человека здесь ставится в зависимость от исцеления духовного, для которого необходимо покаяние, то есть сокрушение о грехах, соединенное с твердым желанием исправить свою жизнь, исполняя заповеди Божии.
Для совершения таинства используются елей – один из древнейших религиозных символов. Еще в глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение – оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из Евангелия от Марка (6-я глава),«призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие. Оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5:14-15). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.
Источник телесных болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3-11). В таком же точно соотношении поставлен грех и телесная немощь у ап. Иакова, который, сказав об исцелении болящего чрез помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5, 15).
Нельзя, безусловно, утверждать, что все без исключения болезни являются следствием личного греха. Бывают болезни, попускаемы Богом с целью испытания и совершенствования в добродетельной жизни, а также во избежание многих личных грехов. Такой была, например, болезнь Иова, болезнь слепца, которому Спаситель сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Однако же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, как это мы видим из многих мест Евангелия (Мф. 9, 2; Ин. 5, 14). Мысль об этой связи греха и болезни проходит явно в православном Таинстве Елеосвящения. В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла».
У каждого из нас есть множество грехов, которые в силу духовной расслабленности и грубости чувств, проходят мимо нашего сознания. Либо согрешив, мы тут же забываем об этом; либо многие ошибки, в духовном отношении, вообще не считаем за грех. Однако, неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу и от них необходимо очиститься, что и происходит в Таинстве Елеосвящения.
Что же касается телесного выздоровления – оно часто происходит, и об этом мы молимся, приступая, с глубокой верой и сокрушенным сердцем, к Таинству Святого Елея.
Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении, и не только в телесном, но прежде всего – в исцелении духовном. После того, как человек соборовался в храме, ему желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Животворящих Тела и Крови Господних, предварительно приготовив себя к этому великому Таинству.
Подготовил Олег Можаров
Источник: Информ-листок
† Отдел религиозного образования,
катехизации и миссионерства Одесской епархии УПЦ
- Просмотров: 5983
Отправить комментарий