Великая Агиасма - как относиться к крещенской воде

Иерей Сергий Гусельников

Слушая недавно по радио православную передачу, в очередной раз поразился сказанному о крещенской воде, точнее, о том, как ее нужно употреблять. Не знаю, кто первый придумал, что крещенскую воду - великую агиасму (святыню) - можно пить только натощак, но это измышление продолжает вводить в заблуждение даже церковных людей.

А ведь достаточно посмотреть Типикон или Минею за январь, где под 6 (19) числом сделано специальное примечание о крещенской воде. 
«Известно же буди всем о святой воде. Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея; но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон, С.-П., 1992, с. 391-392). 

Как видим, здесь идет речь как раз о тех христианах, которые плохо делают, отлучая себя от святыни из-за того, что поели. И поясняется: мы недостойны великой агиасмы не по причине вкушения пищи, а по причине нашей греховности. Поэтому, раскаявшись в грехах и с искренней молитвой, можем смело пить крещенскую воду, даже и покушав.

К сожалению, многие с нечистым сердцем не только пьют, но и берут великую агиасму. Кому из нас не приходилось видеть давку после великого освящения воды в сочельник и в день Крещения на церковном дворе возле Иордани. Здесь услышишь и ругань, и взаимные оскорбления, и даже нецензурную брань. Неужели те, кто так ведет себя, кто любой ценой хочет побыстрее и побольше набрать крещенской воды, думают получить от нее благодать? Она им будет только в осуждение, но не во исцеление души и тела. Великая агиасма не терпит неблагоговейного отношения к себе. Примером этому может служить случай, происшедший несколько лет назад в одном из самарских сел. 

В ночь на Крещение многие сельчане пришли к колодцу за крещенской водой. Стояли все молча, и лишь один молодой парень, приехавший из города (его послала за святой водой верующая мать), бездумно подсмеивался: «Лопухи мы все! Нам лапшу на уши вешают, а мы стоим тут, мерзнем...» Очередь потихоньку двигалась, сельчане набирали воду в бидоны и стеклянные банки и уходили. Наконец и этот парень подставил свою посуду. Но от первых же капель крещенской воды обе его стеклянные банки разлетелись вдребезги. Не далась святыня кощунствующему насмешнику...

В Крещенскую ночь непостижимым для нас образом освящается «вод естество», то есть освящаются все водные источники, и мы можем так же хранить взятую из них воду, как и принесенную из церкви с молебна. «Сего ради, - читаем в Типиконе, - и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето (год - ред.) совершенно хранят, понеже днесь освящаются воды. И знамение бывает явственне: не растлевающуся вод оных естество долготою времени» (Там же, с. 392).

Великая агиасма потому и велика, что она есть зримое свидетельство явления на Иордане Пресвятой Троицы. Освятив во время Крещения воду, Христос сокрушил главы гнездящихся в ней змиев, почему она особенно страшна для нечистых духов. И пить ее можно в любое время с верой и благоговением.

Иерей Сергий Гусельников
21.01.2000

Источник: Православная газета "Благовест"

Голосов ещё нет

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ