МЕТАФОРЫ ОТЧАЯНИЯ
Каждую зиму в конце декабря мир охватывает паника, с трудом поддающаяся классификации. Люди давятся в магазинах, стоят в гигантских очередях, чтобы с неистовым исступлением отдать свою последнюю копейку, торговцы всякой всячиной, и душами тоже, я бы сказал, стоят на каждом углу, предлагая тебе счастье или хоть его капельку. Самые злые люди улыбаются детям, несчастные елочки яростно срубаются, но только «от двух лет и меньше, чтобы обрести Христа» [1], потребление электроэнергии взрывается на месяц — на так называемый печальной памяти период подарков, все раскупают лампочки, дождик, мишуру, гирлянды, светящихся старичков, которые выныривают из окна, что-то воруют с деревьев, вскарабкиваются по печной трубе… Люди едят больше, слушают колядки на компьютере, готовят что ни попадя, кто-то объедается непомерно, и чаще слышится сирена скорой помощи. Повсюду стоит трудноописуемое столпотворение, особенно там, где что-нибудь продается, так что может показаться, что эти люди через пару дней умрут и поэтому вкладывают все силы, чтобы прожить последний остаток жизни с повышенной, прямо-таки гигантской интенсивностью.
Иные мрачные моралисты, с знающим видом усмехаясь, сурово обронят, что это чистой воды суета, невежественность, безразличие, искусственность, проклятие материи, гордость плоти — одним словом, всякие деревянные речи подобного рода. И все-таки, что же скрывается за этим ненормальным бурлением, какая тайна прячется за миллионами разноцветных огоньков, в чем смысл этого скопища и бесконечных очередей в супермаркете, какова цель вскрикиваний с ароматом шампанского в общественных местах, всего этого трясущегося делирия человечества посреди зимы?
Ответ прост. Люди ищут счастья, жизни вечной, света присносущного, любви Небесного Жениха, единения с Богом, лицезрения святых небожителей, хоров мириад ангелов, вечной Литургии Агнца Божия. Ищут неистово. Кто ищет? Дерущие глотку на площади Конституции [2], пьяницы на лестничной площадке, неудержимые взрыватели петард в спальных районах, меломаны, громыхающие своими динамиками в открытые окна, сокрушители бутылок из-под дешевого шампанского, отдающего гнилыми персиками, человеческие создания, закрытые в клубах, где децибелы, дым и мрак несут пророчество о грядущем веке, ряженые в масках, яростно бьющие в барабаны под окнами, доводя до отчаяния родителей с маленькими детьми. Да, они. Только не знают, где искать. Ищут — как говорят святые отцы — вещей конечных с бескрайним желанием, ищут вечности в плоти, ищут света в мусоре.
Это все равно что, когда хочешь есть, пойти к мусорному ведру вместо холодильника, плиты или стола. Современное Рождество [3] — это лишняя возможность увидеть, как люди отчаянно цепляются за материю, чтобы утолить свою неизбывную духовную жажду, как они роются в мусоре в надежде наткнуться на рай, как ищут неба глазами, пригвожденными к земле. Прожорливые — это просто жалкие жертвы своего чрева, но их голод не может быть утолен ничем, кроме пищи от Бога, получаемой в Святом Причастии. Блудники — это люди, гибнущие посреди множества тел в своем поиске настоящей любви, обитающей в брачном чертоге Владыки. Опустошители бесчисленных бутылок жаждут, сами не зная того, воды истинной, которая сходит с небес и делает человека источником воды, текущей в жизнь вечную. Слушатели песен, лишенных содержания, — это лишь жаждущие услышать музыку небесных хоров, заведенные в тупик, в «точку невозврата».
Праздники — это оглушающий, отчаянный крик людей, ищущих вечности. Это безмерная боль людей, знающих, что они умрут. Это содрогание человека перед лицом небытия, бурное сопротивление тех, кто уходит в землю. Это ответ миллионов бессмертных душ, вопиющих к небу: «НЕТ, мы не умрем, мы предназначены для неба, у нас есть идеалы, желания, переживания, планы на целую вечность». Но, к сожалению, очень немногие знают, где находятся настоящая пища, настоящая музыка, настоящие дары, настоящий свет, настоящая жизнь. Там, где рождается Христос, Хлеб Небесный, вечный Гимн любви, высочайший Дар, принесенный Богом людям, Свет миру, Путь, Истина и Жизнь.
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Doxologia.ro
3 января 2012 г.
Источник: Православие.RU
- Просмотров: 1
Отправить комментарий